Наука побеждать

В НПО «МИР» русское стремление к победе объединено с лучшим зарубежным опытом управления. Именно в этом – залог успешного развития российского предприятия. С 2009 года в НПО «МИР» изучается принципы и особенности управления, основанные на принципах великого полководца А. Суворова. Значимым подспорьем в обучении стала книга В. Летуновского «Наука побеждать. Менеджмент по Суворову».

В НПО «МИР» уже есть собственный опыт интерпретации суворовского управления. А использование военной метафоры – тактика нападения – позволяет определить проблему как противника, выделить его слабые стороны, и направить удар на них. Как говорил Александр Суворов, звание обороны указывает на слабость, потому наводит робость, а посему – ничего, кроме наступательного.

Представление суворовских управленческих методов в виде тренингов и живого общения между руководителями подразделений дает замечательный обучающий эффект. Благодаря встрече с В. Летуновским, многие слушатели смогли лучше понять принципы управления великого полководца, найти больше возможностей ее практической реализации в своей деятельности.

Вячеслав Летуновский – специалист по корпоративному обучению, автор более 40 учебных программ. 15 лет он успешно работает с персоналом в отечественных и иностранных компаниях. Но его тренинг «Наука побеждать. Лидерство п о Суворову» удивляет своей уникальностью и глубиной. Коллектив «МИРа» давно знаком с книгой Летуновского «Наука побеждать». Изложенные в ней методы управления великого полководца апробированы на практике и отлично ложатся на современный уклад производственных процессов компании. 

Автор считает, что деловая и предпринимательская культура могут быть эффективными, когда имеют мощную укорененность в родной почве. В. Летуновский основывает свой учебный курс на таких особенностях характера русского человека, как вера, верность, жертвенность, умение находить нестандартные решения. В опоре на сильные качества русского характера можно вести успешную предпринимательскую деятельность.

– Вячеслав Владимирович, как вы открыли для себя управленческую систему Александра Суворова?

– Совершенно случайно я купил в книжной лавке одного из военных университетов сборник, он назывался «Не числом, а умением». В этом сборнике – выдержки из книги Суворова «Наука побеждать». Лет пять он благополучно пролежал у меня на полке. И как-то я взял в руки эту книгу, стал читать. И вдруг открыл для себя, что у Александра Васильевича есть свой уникальный управленческий подход. Кстати, Суворов резко выделялся среди управленцев своего времени. У него была выстроена очень продуманная и значительно опережающая свое время система управления. Я решил создать тренинг по обучению руководителей суворовскому подходу в управлении. Он получился удачным. Впервые я его успешно апробировал в торговой сети. И это вселило в меня уверенность. Хотя в то время, четыре года назад, в России превалировали западные технологии. Тем не менее тема стала развиваться, появился опыт. Параллельно я много читал литературы про полководца Суворова. И как-то мне подкинули идею, а почему бы не написать об этом книгу? Так через год родилась книга «Наука побеждать. Менеджмент по Суворову». Тираж разошелся практически за год. Эта книга попала и в НПО «МИР». Система эта развивается, активно живет. И меня это радует.

– Вы можете назвать российские предприятия, которые используют управленческую систему полководца Суворова?

– В свое время я работал по этой теме с персоналом Мценского литейного завода. В Москве сотрудничаю с Останкинским мясоперерабатывающим комбинатом. У меня было долгим и продолжительным знакомством с компанией «Оргпром», это одна из ведущих компании по внедрению бережливого производства в России, она локализуется в Екатеринбурге. Некоторое время общался с компанией «Сибирский берег» по суворовскому подходу в руководстве. Могу назвать несколько торговых сетей, они проявляют к этому активный интерес.

– Поворачиваются ли российские компании к исконно русским методам организации производства?

– Точнее будет сказать – оборачиваются. Если раньше мы полностью смотрели на запад и на восток, то сейчас ситуация несколько меняется. Политика и экономика Запада преследует свои корыстные цели, что вызывает разочарование. К японцам отношение лучше, особенно у производственников, потому что многие их системы действительно дают определенный эффект. Но с другой стороны, существуют некоторые противоречия, упирающие в русскую ментальность. Тотальная регламентация и стандартизация у русского человека вызывает внутренний душевный протест, возникает тоска по своему, русскому. Тренинги по суворовскому подходу я провожу достаточно давно, и все больше встречаю позитивных отзывов. Я с оптимизмом могу судить, что наше национальное самосознание просыпается.

Кстати, суворовский метод хорошо ложится на японские подходы в производстве. Здесь существуют определенные точки пересечения, в частности, это согласованность и вовлеченность в принятии решений, это постоянное улучшение и совершенствование процессов. Но есть и наше, свое, что сразу выделяется на этом фоне: Суворов решает ключевую задачу, и ему не так важны детали. Затем он приступает к решению следующей ключевой задачи. И так далее… Как видите, на фоне расхождений, есть много сходных точек.

– Как вы считаете, в чем основная ценность суворовского учения для наших российских компаний?

– Мое глубокое убеждение заключается в том, что деловая и предпринимательская культура могут быть эффективными, когда имеют мощную укорененность в родной почве. К примеру, для американцев бизнес – это приключения. Наиболее предприимчивые люди, готовые к приключениям, ехали на Запад, и осваивали новые территории. Этот дух живет в них до сих пор. В Японии сильны традиции постоянного стремления к улучшению, восходящие почти до религиозной практики. С другой стороны – тотальная верность и преданность своему предприятию, они уходит корнями еще в самурайские истоки. У любой нации традиции всегда укоренены в исторических корнях. Поэтому нам нужно искать свою национальную опору.

– А какие принципы суворовского учения наиболее действенны именно для российской экономики?

– У Суворова был принцип – смотри на дело в целом. И это сильная сторона его учения именно для российского бизнеса. Русский человек всегда видит проблему в целом, выделяет ключевые точки и бьет по ним. Этот основной момент его теории может взять на вооружение любой русский предприниматель. Целостную картину великий полководец формировал на основе глазомера сбора данных и старался довести ее до каждого солдата. Тогда компания становится единым организмом, направленным на достижение одной цели. Бывает, не хватает связи, ресурсов, но одно подразделение помогает другому, в результате работа выполняется эффективнее немецкой отточенной машины. Эту базовую суворовскую мысль есть смысл распространять. Основополагающими в его теории являются вера и верность. Причем вера – это не только вера в Бога. Она важна и в обыденном значении: если я что-то делаю, то я верю в успешный результат. И еще, в русском менталитете всегда есть место жертвенности: сам погибай, а товарища выручай. В этом тоже наша сила, на которую нужно опираться. А русская смекалка, творчество, умение находить не стандартные решения. Суворов никогда никому не давал детальных регламентов, он воспитывал в подчиненных самостоятельность. Потому что русскому человеку эта самостоятельность необходима, как подход для творчества. Что такое Суворов? Это тотальное предвосхищение и проактивность. Даже резерв Суворову был необходим для того, чтобы обязательно достичь поставленной цели. Противник вынужден реагировать на наши действия, поскольку мы владеем инициативой. Суворов 40 лет только побеждал! И такая позиция нужна любому предприятию, которое хочет работать эффективно.

– Я искренне желаю, чтобы вы стали настоящей суворовской армией, единым целостным живым организмом, которому не страшен ни один противник.



в раздел>>