Об истории качества в НПО «МИР»

Об истории качества в НПО «МИР» В 2016 году в НПО «МИР» было принято решение о создании музея.  Одним из стендов, стал стенд «Качество». В процессе подготовки материалов для музея пришлось пересмотреть сохранившиеся архивные материалы.  Старые документы вызвали воспоминания о становлении качества в НПО «МИР», которыми я и хочу поделиться в этой статье.
В НПО «МИР» вопросами качества начали заниматься в 2002 году. Можно сказать, что мы вынуждены были тогда обратить серьезное внимание на качество: каждое десятое изделие, изготовленное в НПО «МИР», выходило из строя у потребителей и возвращалось на ремонт. При этом предприятие не только несло колоссальные убытки, но и, самое главное, теряло лояльность потребителей и начало проигрывать конкурентам.
Основная причина выпуска некачественной продукции была в людях. Несмотря на то, что в НПО «МИР» приходили практически лучшие специалисты из разных предприятий города, время тотального безденежья отражалось на работе сотрудников напрямую. Про качество не думал никто – все думали о том, каким образом можно больше заработать. Т.к. заработок рабочих зависел от количества сделанного, то люди старались сделать как можно больше в единицу времени, не обращая внимания на качество.
Необходимо было срочно повышать ответственность людей за качество выполняемых ими  работ. Поэтому в 2002 году было принято решение о начале работ в области качества в НПО «МИР». Был выпущен приказ №7 от 31.01.2002  о создании комиссии по качеству, председателем которой стал главный инженер завода Александр Иванович Рейтер, ныне исполнительный директор НПО «МИР». В состав комиссии входили: Водотурская Татьяна Ивановна – начальник производства; Бобровская Татьяна Николаевна – начальник ЦНРЭА; Калашников Евгений Анатольевич – начальник технологического отдела; Рябко Юрий Владимирович – зам. начальника цеха настройки радиоэлектронной аппаратуры; Лавренов Юрий Михайлович – инженер цеха сборки телемеханики; Ткаченко Борис Алексеевич– контролер слесарно-механического цеха.
Решением комиссии начали внедрять точки контроля. В каждой точке был введен журнал несоответствий по образцу ведения журналов  регистрации брака, действующих в советское время на заводах.
Точки качества сыграли большую роль в улучшении качества продукции. Здесь добрую службу сыграла психология людей – сотрудники, выполняющие работы, никаким образом не хотели, чтобы их фамилии были зафиксированы в журналах, никто не хотел быть бракоделом. Постепенно выросла ответственность за качество изготавливаемой продукции.
Для распространения удачного опыта на всё предприятие точки контроля в 2003 году были переименованы в Контрольные точки (КТ) и инструмент распространили в приказном порядке на все подразделения предприятия – Контрольные точки пришли в офис.  
Ответственными за КТ проводились  большие работы по оптимизации процессов и снижению количества замечаний. Наиболее эффективными были КТ «Замечания и пожелания Заказчиков». Руководителем был Серебрянников Эдуард Владимирович, который единственный среди всех ответственных  предоставлял аналитические данные по своей контрольной точке.  КТ «Бухгалтерия», руководитель Обрезан Оксана Владимировна, эффективность контрольной точки которой в 2006 году приблизилась к 80%. Контрольная точка «Слесарно-механический цех» – Ткаченко Борис Алексеевич четко отслеживал замечания к конструкторской документации, благодаря чему улучшилось качество выполнения конструкторских работ.  
Большое значение имело непосредственное участие во внедрении КТ (и в дальнейшем других методов управлением качеством) генерального Директора. Таким образом был подкреплен один из принципов управления качеством –  «Лидерство руководителя». Персонал видел, что руководитель заинтересован в хорошем качестве и, естественно, поддерживал его.
В 2002 году было принято решение о сертификации системы качества НПО «МИР» на соответствие требованиям ИСО 9001. В декабре 2002 года руководители всех подразделений прошли обучение по теме: «Построение, разработка и внедрение системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО 9001 версии 2000 г.».
В 2003 году был создан отдел качества. В 2004 г. после проведенных предварительных работ с участием представителей Омского завода криогенного машиностроения Мацака Николая Александровича, Приступы Виктора Михайловича (консалтинговые услуги  – обучение, помощь в написании документации, опыт проведения аудитов)  был получен сертификат соответствия требованиям ИСО 9001. Работа была проделана колоссальная. Руководители впервые занялись описанием своих процессов. Были созданы Положения о подразделениях, Стандарты предприятия. Первые аудиты выявили большое количество несоответствий. Но, тем ни менее, работа была выполнена – сертификат был получен. Сертифицирующим органом был выбран Нижегородский филиал «Морского регистра». Все, кто работал в то время, помнят доброжелательных и улыбчивых людей в морской форме, посещавших  подразделения НПО в рамках аудиторской проверки. Это были инспекторы «Морского регистра» Чевардин Сергей Олегович и Шутов Михаил Васильевич. Нашему предприятию повезло – инспекторы были высококвалифицированными специалистами, которые не только проверяли, но и давали советы по нашему дальнейшему улучшению.
При внедрении ИСО 9000 был установлен факт того, что сотрудники выполняют свои работы так, как им хочется: в выгодном им темпе, документы оформляют так, как считают нужным, а не так, как просит внутренний потребитель и т.п. Все это было вызвано тем, что процессы не были согласованы и любые изменения в деятельности сотрудники воспринимали в штыки. Было принято решение о внедрении ЕСПП  - единого стиля производственного поведения. Руководителем по внедрению системы был назначен Клиперт Иван Адольфович, который успешно занимался этой деятельностью с 2004 года в течение двух лет.
Главной задачей  ЕСПП было описать отдельные виды деятельности в виде регламентов для каждого подразделения, буквально заставить сотрудников выучить наизусть и выполнять регламенты. Проверку выполнения регламентов с той поры и до сих  пор производят аудиторы внутренних проверок. После того, как сотрудники стали воспринимать необходимость выполнения требований СТП и регламентов, как должное, система ЕСПП выполнила свои задачи полностью и была закрыта.
Одновременно с ЕСПП внедряли систему «Кристалл». Начинали внедрять «Кристалл» Бобровская Татьяна Николаевна и Водотурская Татьяна Ивановна, далее Петрова Марина Геннадьевна и Смурыгина Людмила Яковлевна. Когда начинали внедрять, информации  о системе «Упорядочение» («5S») не было никакой. Поэтому процесс действия системы «Кристалл» придумывали и продумывали сами. Внедрение «Кристалла» сотрудниками было воспринято с ожесточенным сопротивлением. Сегодня вы все видите результаты  и, надеюсь, цените установленный порядок.
В дальнейшем были внедрены и действуют другие инструменты и методы, всем  хорошо известные «Рабочее Место», «Снижение затрат», «Управление по Суворову» и др. Большое количество сотрудников участвовало во внедрении новых методов.
Но все-таки система ИСО 9000, методы Контрольных точек, ЕСПП и «Кристалл» стали  фундаментальными в НПО «МИР». Именно эти системы заложили в умах сотрудников понимание качества. Дважды полученная премия Правительства РФ в области качества является закономерным результатом усилий всех без исключения сотрудников НПО «МИР».
Японцы говорят, что мы все находимся в лодке на реке. И если мы перестанем грести, то лодка не останется  на месте – ее будет сносить вниз по течению, назад.
Надеюсь, что персонал нашей организации всегда будет не просто грести, но и неустанно синхронизировать работу гребцов для достижения наилучших результатов и процветания НПО «МИР».


в раздел>>