Черты русского характера – основа корпоративной культуры

В НПО «МИР» побывал известный бизнес-тренер В.В. Летуновский, автор книги «Менеджмент по Суворову: Наука побеждать». Он провел тренинг для руководителей и их заместителей на тему «Анализ разведданных, сценарное планирование и обратная связь». После проведенного обучения Вячеслав Владимирович рассказал нашему корреспонденту, на чем же основывается уникальная суворовская наука побеждать и насколько она применима в мирное время.

osnova kultur.jpg– Опыт исследования управленческих моделей и их эффективности на территории России привел меня к выводу, что на российских предприятиях будут работать только те модели, которые укоренены в национальной культуре. Не секрет, что у американцев, японцев, немцев есть свои специфические национальные особенности, которые они используют в менеджменте. И хочу сказать, довольно успешно используют.
Несколько лет назад было принято перенимать западный опыт, повсеместно внедрялись различные системы управления. Они приносили пользу, и с ними многие компании добивались успехов. Но практика показывает, что мы не можем перенимать их опыт полностью, мы не должны брать все оттуда. Жесткие регламентированные модели менеджмента, такие как японские и немецкие, в русских компаниях плохо приживаются, так как совсем не подходят традиционному русскому менталитету.

Мы должны создать свои управленческие системы, которые будут не менее успешны и эффективны.
Можно выделить несколько коренных особенностей характера, свойственных только русскому человеку, на которых и строится суворовская наука побеждать.

Во-первых, это свободолюбие. Русский человек, как никто другой, отличается определенной жаждой свободы, вольнолюбием.Воля – это почти святая вещь для русского человека, к которой стремились веками на протяжении всей российской истории. И если применять это к управлению предприятием, человеку должна быть предоставлена определенная свобода мысли и принятия решения. Русский человек – творческий и изобретательный, находка и смекалка – исконные характеристики русского человека. Поэтому руководителю успешного предприятия важно создать такую атмосферу, где сотрудник смог бы проявить свою самостоятельность, смекалку, раскрыть свой творческий потенциал.

Во-вторых, русскому человеку свойственен героизм. Главное, четко понимать саму суть этого героизма. Не секрет, что к нам применима старая русская пословица «Медленно запрягаем, быстро едем». Это тоже исключительная русская особенность, когда мы чего-то долго ждем, прежде чем взяться за дело, но уж если беремся, то героически, с надрывом доводим его до конца и с блеском побеждаем. И эта, казалось бы, отрицательная черта русского характера, если говорить о производственных и рабочих процессах, может быть использована на благо. Главное – сильно не затягивать период ожидания и создать такие условия, где бы человек смог проявить в полной мере свой героизм наряду с творческими способностями и почувствовать себя героем. Так, у Суворова были свои чудо-богатыри, герои, и для него, и для войск это стало некой необходимостью. Суворов как руководитель смог создать такую среду, где воины чувствовали себя героями и, естественно, выкладывались на 100% в боях, именно поэтому он не потерпел ни одного поражения. Они верили в себя, даже крепостные крестьяне, которые за людей не считались, попадая в суворовское войско, раскрывали свои таланты.

Именно в этом смысле западный регулярный менеджмент с четко регламентированным и прописанным порядком не очень подходит для русского человека. Скажем так, он совсем не близок нашему духу, нам близки авралы.

Есть еще ряд особенных черт русского характера: коллективизм, соборность и вера. Для русского человека важно быть частью большого целого и во что-то верить. Вера в правду, в Бога, в лучшую идею – это важно для нас.

Даже в советское время вера никуда не девалась, все верили в коммунизм. Но при коммунизме ушло духовное начало, поэтому спустя время вся коммунистическая теория полностью развалилась.

Зная все это, опираясь на национальные черты русского характера, руководитель может выстраивать свою систему нравственных ценностей и формировать корпоративную культуру.
osnova kultur2.jpg
Хочу обратить внимание на ваше предприятие. То, что происходит у Вас в МИРе, мне очень нравится. Потому что в корпоративной культуре НПО «МИР» соединены многие национальные черты характера, учтены особенности нашего менталитета – вера, патриотизм, коллективизм, вы все делаете вместе. Отлично, что вера в матушку–Россию настолько сильна у руководства, что этим действительно проникается весь коллектив.
По моему мнению, военный опыт Александра Васильевича Суворова применим и в гражданской жизни. Потому что его наука была основана, в первую очередь, на человеческих принципах. Я считаю, что на данный момент это единственный мотиватор и основа, на которой можно построить корпоративную культуру и этику.

Подготовила Мария Саяпина


в раздел>>